![]() |
1. Заголовок или название темы должно быть информативным
2. Все тексты программ должны помещаться в теги [CODE=asm] [/CODE]
3. Прежде чем задавать вопрос, см. "FAQ",если там не нашли ответа, воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно, такую задачу уже решали!
4. Не предлагайте свои решения на других языках, кроме Ассемблера. Исключение только с согласия модератора.
5. НЕ используйте форум для личного общения! Все, что не относиться к обсуждению темы - на PM!
6. Проверяйте программы перед тем, как выложить их на форум!!
![]() ![]() |
![]() |
BlackShadow |
![]() ![]()
Сообщение
#1
|
Гость ![]() |
От нечего делать опишу основные моменты при программировании на встроенном ассемблере в Паскале.
Есть 2 способа задействовать эту замечательную возможность:
Ну, на самом деле применений целое море, о чём можно убедиться полистав этот раздел форума. Рассмотрим вопрос адресации в реальном режиме (именно он используется "by def" при компиляции в BP). Адрес состоит из двух частей: сегментной части и смещения. Обе части являются 16-ти разрядными двоичными числами или, что на практике и применяется, 4-х разрядными шестнадцатиричными. Рассмотрим пример и на нём разберёмся, что и какая часть значит: Пусть сегментная часть (далее Seg) = $ABCD, а смещение (далее Ofs) = $1234. Это означает, что эта пара Seg:Ofs хранит следующий адрес Seg * $10 + Ofs = $ABCD * $10 + $1234 = $ABCD0 + $1234 = $ACF04. Как легко заметить, пользуясь таким способом адресации мы можем указать адрес любой ячейки памяти в пределах первого мегабайта ($00000..$FFFFF) и даже чуть-чуть больше, но это не имеет значения, т.к. процессор в реальном режиме даёт доступ только к первому МБ. Возникает естественный вопрос: а зачем нужен этот геморрой, и почему нельзя просто указывать полный адрес? А вот нельзя. А потому, что процессор при работе с памятью опирается на информацию, которая хранится в его регистрах, а т.к. мы используем 16-битный вариант команд, то, соответственно, в 1 регистр более 16 бит (4 16-ричные цифры) не впихнуть. Поэтому и приходится использовать 2 регистра: сегментный и какой-нибудь, который можно использовать для адресации. Рассмотрим предназначение регистров процессора:
Теперь давайте рассмотри примитивный набор команд. mov dst, src копирует значение src в dst. Есть один важный момент: командой mov нельзя скопировать значение одной переменной в другую за один приём. Примеры: (Показать/Скрыть)
inc p увеличивает на 1 значение операнда. После компиляции эта команда занимает меньше места чем команда прибавления единицы. Примеры: (Показать/Скрыть)
dec p соответственно уменьшает операнд на 1. add dst, src прибавляет к src значение dst. Результат сохраняется в dst, так что просто число там написать нельзя. Примеры: (Показать/Скрыть)
sub dst, src вычитает из dst значение src. mul n умножает значение регистра AL (AX) на n. Если n размером в 1 байт, то происходит следующее: AX = AL * n, если же слово, то старшие 16 бит произведения сохраняются в DX, а младшие в AX, т. е., умножив AX=$1010 на $100 получим в DX $0010 и в AX $1000. Примеры: (Показать/Скрыть)
div n делит значение в AX (DX:AX, как в команде mul) на n. При этом остаток сохраняется в AH (DX), а целая часть от деления в AL (AX). Например: (Показать/Скрыть)
cmp a, b - сравнивает значения a и b и устанавливает флаги процессора в соответствии с результатом сравнения. Например: (Показать/Скрыть)
jmp L - команда безусловного перехода на метку L. То что в BP называется GoTo. Например: (Показать/Скрыть)
j<cc> L - серия команд условного перехода. Тут <cc> определяет условия перехода:
Например: (Показать/Скрыть)
Рассмотрим ещё команду loop L она сравнивает CX с 0 и, если он отличен, то уменьшает его на 1 и делает переход на указанную метку. Пример: (Показать/Скрыть)
Теперь для закрепления сказанного рассмотрим реализацию вычисления факториала:
Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n] {Проверим, может n<0?}
cmp CX, 0 {Сравним с 0}
jl @@1 {Если меньше, то считать не будем}
mov AX, 1 {Начальное произведение}
@@2: {В CX мы уже загрузили кол-вл итераций, так что к циклу готовы}
mul CX {Домножим текущее произведение на значение счётчика}
loop @@2 {И продолжим цикл}
jmp @@3 {Произведение вычислено - можно выходить из функции}
@@1: {А, если попросили вычислить факториал отрицательного числа}
mov AX, 0 {То вернём 0}
End
Var n: Integer;
Begin
ReadLn(n);
WriteLn(Factorial(n))
End.
Стоит объяснить ещё и то, как возвращаются значения функций. Это всё зависит от типа результата: Byte, Char - через AL Word, Integer - через AX LongInt - старшая часть в DX, а младшие 16 бит в AX. Pointer - сегментная часть в DX, смещение - AX. Остальные типы возвращаются более извращённым способом... Так же отмечу, что убрав проверку на <0 можно переписать эту функцию так: Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n]
mov AX, 1
@@1:
mul CX
loop @@1
End
Правда проблема переполнения остаётся, но зато покажите мне компилятор, который стандартное Function Factorial(n: Integer): Integer;
Var
i, Res: Integer;
Begin
Res:=1;
For i:=2 To n Do
Res:=Res*n
Factorial:=Res
End;
скомпилирует вот так вот красиво... |
Dark |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Цитата Рассмотрим ещё команду LOOP <L> она сравнивает CX с 0 и, если он отличен, то уменьшает его на 1 и делает переход на указанную метку. Пример: MOV CX,5 l3: INC AX LOOP l3 {Пять раз увеличит AX на 1} ОШИБКА!!! ![]() LOOP СНАЧАЛА вычитает 1 а ЗАТЕМ только сравнивает с 0, и если результат не нулевой то делает переход на метку, т.е. такой цикл как MOV CX,0 MOV AX,0 l3: INC AX LOOP l3 НЕ игнорируеться, НИЧЕГО НЕ СДЕЛАВ, а выполнится 65536 раз, и в результате у нас окажется в AX 0. Кстати, команда REP, тоже используемая для циклов СНАЧАЛА проверяет CX на 0 А ПОТОМ вычитает 1. Но это команда обработки цепочек, и она не обрабатывает кусок программы (хотя кто мешает написать rep call PodProgram??) т.е. MOV CX,0 MOV AX,1 rep INC AX ничего не даст. Т.е. у нас в AX будет 2, так как один раз он команду обработает Сообщение отредактировано: Dark - 10.05.2004 6:40 -------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
Dark |
![]()
Сообщение
#3
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Флаги В архитектуре компьютера существует флаговый регистр FLAGS, занимающий 16 бит (начиная с процессора 80386 этот регистр расширен до 32-х битного EFLAGS, но его младшее слово по прежнему называется FLAGS для совместимости с 8086/80286), и содержащий значения флагов, которые управляются различными командами для индикации состояния операции. Флаги содержат значение до тех пор, пока другая операция не поменяет их состояния. Всего из 16 бит используются 9. Номер бита: 15 14 13 12 11 10 09 08 07 06 05 04 03 02 01 00 ОПИСАНИЕ(Справа налево) :
Содержимое расширенного регистра EFLAGS:
Дополнительные флаги:
Сообщение отредактировано: volvo - 19.01.2009 14:44 -------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
Dark |
![]()
Сообщение
#4
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Вот некоторый пример
![]() uses crt;
(*
Программа производит операцию с 2мя байтами. Получаем:
fn - first number, первое число
op - operation, операцию - + - * /(div) m(mod)
sn - first number, первое число
СОВЕТ: пройдите каждый шаг при помощи кнопы F7,
для просмотра действий запустите окно Register:
Debug->Register
Замечания :
0) По адресу @result у нас находится возвращаемый результат
функции, который имеет размер, указываемый в описании функции
1) Функция ADC в операции сложения корректирует результат.
Она имеет вид: dest+source+CF, т.о. ADC AH, 0 просто прибавит
к AH CF
2) Функция SBB в операции вычитания тоже корректирует результат
Имеет вид: dest-source-CF, т.о. SBB AH,0 просто вычтет из AH CF
3) В операциях деления имеется доп. проверка на то чтобы делитель
был <> 0,
cmp bl, 0
je @zero
после прыга на @zero мы возвращаем -1,
mov @result, 0FFFFh { с учетом того, что результат - integer -
это отрицательное число }
т.е. по моей спецефикации это будет обозначать деление на 0.
4) Для чего я в операции @div обнуляю AH?
xor ah,ah { вспомните операцию xor, в результате
ксорирования двух одинаковых чисел будет 0.}
Из той информации что дана выше, можно увидеть, что после
деления у нас в AH находится остаток, а в AL находится частное,
которое нам и нужно.
5) Для этого же я в операции @mod обнуляю AL.
xor al, al
Обратите внимание на еще одно действие - shr ax, 8
Этим действием я сдвигаю вправо регистр AX на 8 бит, это
эквивалентно AX = AX div 2^8, т.е. получаю в регистре AL
значение регистра AH. Это важно, т.к. я все время возвращаю
AX, который равен AH*256+AL, т.е. если в AH будет 1 а в AL 0,
то вернется 256)
То же самое можно было достичь другой комбинацией -
mov al, ah
xor ah, ah
Какую из них использовать вам - выбирайте сами.
*)
function oper(fn: byte; op: char; sn: byte): integer;
begin
asm
xor ax, ax
xor bx, bx
xor cx, cx
xor dx, dx
mov al, [fn]
mov bl, [sn]
mov cl, [op]
cmp cl, '+'
je @sum
cmp cl, '-'
je @sub
cmp cl, '*'
je @pow
cmp cl, '/'
je @div
cmp cl, 'm'
je @mod
jmp @exit
@sum:
add al, bl
adc ah, 0
mov @result, ax
jmp @exit
@sub:
sub al, bl
sbb ah, 0
mov @result, ax
jmp @exit
@pow:
mul bl
mov @result, ax
jmp @exit
@div:
cmp bl, 0
je @zero
div bl
xor ah, ah
mov @result, ax
jmp @exit
@mod:
cmp bl, 0
je @zero
div bl
xor al, al
shr ax, 8
mov @result, ax
jmp @exit
@zero:
mov @result, 0FFFFh
@exit:
end
end;
begin
clrscr;
writeln;writeln('Cложение');
writeln('255+255=',oper(255,'+',255));
writeln('0+0=',oper(0,'+',0));
writeln;writeln('Вычитание');
writeln('0-255=',oper(0,'-',255));
writeln('255-255=',oper(255,'-',255));
writeln;writeln('Умножение');
writeln('255*255=',oper(255,'*',255));
writeln('0*255=',oper(0,'*',255));
writeln;writeln('Деление');
writeln('255/255=',oper(255,'/',255));
writeln('0/255=',oper(0,'/',255));
writeln('255/0=',oper(255,'/',0));
writeln('255/2=',oper(255,'/',2));
writeln;writeln('Остаток');
writeln('255 mod 2=',oper(255,'m',2));
writeln('255 mod 100=',oper(255,'m',100));
writeln('9 mod 10=',oper(9,'m',10));
writeln('99 mod 100=',oper(99,'m',100));
writeln('99 mod 0=',oper(99,'m',0));
end.
Вопросы? Задавайте. Просьба - протестировать, есть ли вообще глюки. Учтите, положительный ответ он выдает ДО 32768, а потом отрицательный. -------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#5
|
Гость ![]() |
Продолжим ликбез
![]() Стек Сейчас я вот возьму и расскажу про стек. Положение стека в памяти определяется парой регистров SS:SP. Причём эта комбинация указывает именно на вершину стека. Что с ним можно делать? В него можно чего-то сохранять и чего-то восстанавливать. Особенностью является то, что элементы стека - 16-битные слова. Для работы с ним используются 2 команды: PUSH <Src>, которая производит следующие действия:
PUSH AX
PUSH [WORD PTR a]
PUSH 5 ; только я не уверен, что Pascal даёт возможность такой вот записи.
И естественно POP <Dst>, которая
POP AX
POP [WORD PTR b]
Так же есть команды PUSHA и POPA, которые сохраняют регистры AX, BX, CX, DX, SI, DI, BP в стеке (PUSHA) или восстанавливают их оттуда (POPA). По своей сути эти команды аналогичны цепочке команд PUSH или POP. Как правило PUSHA и POPA "обрамляют" код на Assembler'е, в котором происходит недопустимое изменение нескольких регистров. Например: написали обработчик прерывания. Допустим от таймера. И в этом обработчике мы совсем не позаботились о сохранении регистров. Выполняется какая-нибудь чудная программа, которая занята какими-нибудь чудными вычислениями, а тут происходит плановое прерывание от таймера, вызывается наш обработчик, сбивает все регистры и возвращает управление к программе. В итоге в штате Колорадо банкомат на мостовую выплюнул $700 ![]() Стоит вспомнить и про команды PUSHF и POPF, которые сохраняют/восстанавливают регистр флагов в/из стека. Например: CMP AX, BX
PUSHF
ADD BX, 1234h
POPF
JE TudaTo
Тут сравниваются значения регистров AX и BX, сохраняются флаги, затем производятся какие-то операции, способные изменить состояние флагов, затем они восстанавливаются вместе с результатом сравнения. Зачем это надо? Как уже можно понять, стек часто используется для сохранения значения регистров. Например, рассмотрим реализацию вложенного цикла:
MOV CX, 5 ;Заносим в CX кол-во итераций внешнего цикла
Outter:
PUSH CX ;Сохраним значение счётчика в стеке
MOV CX, 3 ;Заносим в CX кол-во итераций внутреннего цикла
Inner:
INC AX ;Чего-нибудь вытворяем}
LOOP Inner ;Продолжаем внутренний цикл
POP CX ;Восстанавливаем значение счётчика внешнего цикла
LOOP Outter ;Продолжаем внешний цикл
А теперь следует отметить, что некоторые команды процессора так же используют стек для сохранения регистров. А именно команда CALL <Proc> вызывает процедуру <Proc>. И вот как это происходит:
Есть ещё одно ОЧЕНЬ важное применение стека - это передача параметров в функцию. Возьмём пример: procedure DrawWindow(x1, y1, width, height: Integer;
Caption: PChar; Flags: Integer; SomethingAlso: Integer;
OneMoreParameter: Integer; NuIEschoChtoNibud: LongInt);
Как передать параметры в такую процедуру? Через регистры, естественно не получится - их просто не хватит. Есть вариант "от MicroSoft'а" написать функцию типа Drawwindow(p: DrawWindowParameters), но это тоже не всегда удобно. В таком случае можно воспользоваться стеком. Так как местоположение стека одинаково для всех функций, то и DrawWindow сможет их оттуда извлечь. Только не командами POP, а при помощи нехитрого трюка. Скопируем в BP значение SP и будем обращаться к параметрам, как[BP+...]. Возникает серия вопросов.
Как закрепление, перепишем функцию Factorial с использованием рекурсии: Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
MOV AX, [n]
CMP AX, 0
JE @@0
CMP AX, 1
JE @@1
DEC AX
PUSH AX
CALL Factorial
MOV BX, [n]
MUL BX
JMP @@2
@@0:
@@1:
MOV AX,1
@@2:
End
Следует отметить, что функция написанная на Паскале автоматически очищает стек от параметров (это достигается путём вставки команды RET n, которая освобождает стек от указанного объёма ненужной инфы). А так же, что, если функция описана типа f(p1, p2, p3), то и при её вызове в стек надо сохранять сначала p1, затем p2 и в последнюю очередь p3. Зачем я это говорю? А потому что в C это всё совсем наоборот: стек чистит не функция, а тот кто её вызвал и параметры сохраняются в обратном порядке. |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#6
|
Гость ![]() |
Голова болит, работа достала... Ну как тут не вспомнить про Assembler?
![]() Строковые команды Из названия можно было бы подумать, что в assembler'е тоже есть что-то "стандартное" типа Length или Copy. А вот и нет. Эти команды просто довольно часто используются для работы со строками или просто с цепочками данных. Но для начала объясню действие ещё 2 команд: LDS/LES <Reg>,<Src>, которые загружают из 4-ёх байтового указателя значения в регистр DS/ES соответственно (сегментную часть указателя) и в указанный регистр вторую часть указателя - смещение. Эти команды довольно удобны, т.к. все указатели Pascal'я имеют именно такую структуру. Вернёмся к строковым командам. Общий принцип таков:
Теперь рассмотрим сами команды. LODSB/LODSW загружает в AL или AX соответственно (последняя буква в названии команд этого типа и обозначает размер операнда: W - слово, B - байт) значение из DS:SI. Для наглядной иллюстрации напишем функцию StrLen Function StrLen(s:PChar):Integer;Assembler;
Asm
PUSH DS {Сохраним DS На всякий случай}
LDS SI,[s] {Загрузим в DS:SI адрес источника}
MOV CX,0 {В CX будем считать длину строки}
CLD {Укажем направление - в сторону возрастания адресов}
@@1:
LODSB {Загрузим в AL}
CMP AL,0 {В AL маркер конца строки?}
JE @@2 {Да - закончим}
INC CX {Увеличим длину строки}
JMP @@1 {И перейдём к следующему символу}
@@2:
MOV AX,CX {Результат в AX}
POP DS {Восстановим DS}
End
Команда STOSB/STOSW сохраняет значение AL/AX по адресу ES:DI. Пример - функция, обнуляющая строку: Procedure StrNull(s:PChar);Assembler;
Asm
LES DI,[s] {Загрузим адрес приёмника}
MOV AL,0 {Подготовим к сохранению маркер конца строки}
STOSB {Сохраним его на место самого первого символа в строке}
End
MOBSB/MOVSW копируют байт/слово из DS:SI в ES:DI. Для примера возьмём процедуру копирования строки: Procedure StrCopy(Dst:PChar;Src:PChar);Assembler;
Asm
LDS SI,[Src] {Загрузим адрес источника}
PUSH DS {Передадим адрес этой строки для вычисления её длины}
PUSH SI {Сначала сегментную часть, затем смещение}
CALL StrLen {Вызов StrLen}
CMP AX,0 {Длина не нулевая ли?}
JNZ @@0 {Если нет, то продолжим}
LDS SI,[Dst] {Иначе загрузим адрес приёмника}
PUSH DS {И запишем в него пустую строку}
PUSH SI
CALL StrNull
JMP @@2 {На чём и выйдем из функции}
MOV CX,AX {Переместим длину строки в счётчик}
LES DI,[Dst] {Подготовим адрес приёмника}
CLD {Укажем направление}
@@1:
MOVSB {Скопируем 1 байт}
LOOP @@1 {И перейдём к следующему}
@@2:
End
SCASB/CMPSW Сравнивает значение источника с AL/AX. Для примера перепишем StrLen: Function StrLen(s:PChar):Integer;Assembler;
Asm
PUSH DS
LDS SI,[s]
MOV AL,0 {Символ, который мы ищем}
MOV CX,0 {Длина строки}
CLD {Направление}
@@1:
SCASB {Сравниваем}
JE @@2 {Нашли! -> к выходу}
INC CX {Увеличиваем длину строки}
JMP @@1 {и т.д.}
@@2:
MOV AX,CX {Результат в AX}
POP DS
End
CMPSB/CMPSW сравнивают два байта/слова из DS:SI и ES:DI и в соответствии с этим устанавливают флаги. Как пример можно привести сравнение строк, но мне, если честно, откровенно влом сейчас заниматься такими извратами. WARNING!!! Все примеры приведённые тут являются чисто демонстрационными! Никакого практического применения они иметь не должны, т. к. далеко не оптимальны. А вот намного всё упрощают и улучшают префиксы повторений REPxx. Возможные варианты: REP/REPE/REPNE (ну или REP/REPZ/REPNZ, если так кому больше нравится). Команда с таким префиксом выполняется CX раз, если тому не помешает условие. Следующий пример уже можно использовать в жизни: Function StrLen(s:PChar):Integer;Assembler;
Asm
PUSH DS
LDS SI,[s]
MOV AL,0
MOV CX,$FFFF
CLD
REPNZ SCASB {Сканировать 65535 раз, пока не наткнёмся на 0}
MOV AX,$FFFF
SUB AX,CX
POP DS
End
Можно оптимизировать эту функцию и далее, но при помощи команд, которые я ещё не описывал. Ну и напоследок приведу пример, в котором команда из этого набора используется не для работы со строками: Procedure VsyoNeboVPopugayah;Assembler;
Asm
MOV AX,$B800 {Адрес видео буфера для текстового режима}
MOV ES,AX {Занесём в ES}
MOV DI,0 {Обнулим DI => ES:DI указывает на видеобуфер}
MOV AX,3042h {30h - код '0' в ASCII, 24h - красным по синему}
{Возможно, надо написать MOV AX,4230h - не помню я}
MOV CX,2000 {80*25 = 2000 слов в видеобуфере}
CLD {Направление}
REP STOSW {Сохраняем 2000 попугайчиков}
End
Ну вот вроде и всё, что я хотел сказать на эту тему... |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#7
|
Гость ![]() |
Битовые операции Начнём с логико-арифметических операций. NOT <n>: инвертирует <n>. Т. е. было там 11001000, а стало 00110111. Пример:
MOV AL, 0 ; 00000000
NOT AL ; 11111111
INC AL ; 00000000
AND <Dst>,<Src>: выполняет побитовый "and" <Src> и <Dst> и сохраняет результат в <Dst>. Пример: Function NotOdd(n: Integer): Boolean; Assembler;
Asm
MOV AX, [n] { Скопируем n в AX }
AND AX, 1 { Обнулим все биты, кроме нулевого, который, если вдуматься и отвечает }
{ за чётность числа. Если он = 1, то число нечётное. Заметим так же, что 1 }
{ типа boolean, возвращаемая в AL соответствует True}
End
OR <Dst>,<Src>: выполняет побитовый "and" <Src> и <Dst> и сохраняет результат в <Dst>. Пример:
OR AX,AX ; Эта операция установит флаг ZF в том случае, если в результате
; получится 0, что возможно только, когда оба операнда равны 0
JNZ NoZeroInAX
ZeroInAx:
; ...
NoZeroInAX:
XOR <Dst>,<Src>: как ни странно, но вытворяет "xor" с операндами. Пример:
XOR AX, AX ; Оптимальное обнуление регистра (по комбинации скорость/размер)
И последнее из этого разряда, что приходит мне в голову, это TEST <a>,<b>. Выполняет "and" с операндами, устанавливает флаги, но результат НИКУДА не записывается. Довольно удобная команда при работе с битовыми масками, как например байт атрибутов в DOS. Теперь поговорим о сдвигах. SHR/SHL <Dst>,<n>: сдвигает <Dst> вправо/влево на <n> бит. Причём n должно задаваться как конкретное число (в случае использования встроенного ассемблера - при включенном $G+) или регистром CL (можно и при $G-), в котором учитываются только 4 бита (0 .. 15). На освободившееся место записываются 0. Очень удобная команда, т.к. с её помощью очень быстро умножаются/делятся числа на степень двойки, т.к. SHR AX, 3 аналогично делению AX на 16, а SHL AX, 3 равносильно умножению AX на 8. А ещё есть ROR/ROL <Dst>,<n>, которые отличаются от SHR тем, что "ушедшие" биты не "теряются", а записываются на свободное место. Например:
MOV AL, $0F ; 00001111
ROR AL, 3 ; 11100001
Ну, а теперь доведём функцию StrLen (из предыдущей темы) до ума:
Function StrLen(s: PChar): Integer; Assembler;
Asm
PUSH DS
LDS SI, [s]
MOV CX, $FFFF
XOR AL, AL
CLD
REPNE SCASB
MOV AX, CX
NOT AX
POP DS
End
Так будет получше... |
FreeMan |
![]()
Сообщение
#8
|
- ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 480 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
я читаю. кстати, вот пара процедур включения, выключения клавы
procedure keyenable;
begin
asm
in al,21h
and al,not 2
out 21h,al
end
end;
procedure keydisable;
begin
asm
in al,21h
or al,2
out 21h,al
end
end;
-------------------- бб
|
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#9
|
Гость ![]() |
По документации, ты конечно прав...
Но вот только не работает это с под WinBlows ![]() |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#10
|
Гость ![]() |
Теория это хорошо, но перейдём к
Практика использования Довольно редко приходится заменять то, что уже написано разработчиками из Borland'а. Всё-таки там тоже не дураки сидят. Но иногда приходится написать что-нибудь своё... А потом прикинуть и понять, что на Assembler'е это куда симпатичнее выходит. Есть такая команда INT <n>, которая вызывает указанное прерывание. Важно отметить то, что <n> это число и только число. Прерывания - это набор каких-либо функций, которые предоставляются BIOS'ом, DOS'ом и некоторыми дровами. Откуда процессор знает где храниться обработчик какого-нибудь прерывания? Объясняю. Есть такая таблица прерываний. Она начинается с самого начала оперативки (с адреса 00000h) и занимает 1024 байта. Там для каждого прерывания храниться вектор (адрес обработчика). Таким образом команду INT n
можно заменить чем-то вроде
XOR AX, AX
MOV ES, AX
MOV DI, 4*n
CALL FAR [ES:DI]
Вот только сбиваются ES и AX, чего как правило делать нельзя. Что мы можем получить от прерываний Мы можем получить доступ к функциям BIOS'а. Они доступны через прерывания
Ещё вектора прерываний указывают на некоторые таблицы BIOS'а. Например таблицы параметров FDD, HDD, таблицы символов... И т.д. Есть ещё аппаратные прерывания. Их не вызывают, они сами приходят ![]() Самая крупная и, наверно, многофункциональная, группа прерываний, это прерывания установленные операционной системой. Они располагаются в диапазоне $20-$2F. И вот что они позволяют:
Осталась последняя группа прерываний - те, которые устанавливаются by ПО. Например INT 33h предоставляет возможность работы с мышью, если запущен *Mouse.Com. Точнее это он перехватывает это прерывание и предоставляет вам какие-то возможности. Ну вот, хотел перейти к практике, а уже столько теории впаял... Давайте тогда хотя бы две функции напишем, которые практически ОЧЕНЬ нужны, а создав модуль с ними, мы получаем возможность не подключать CRT только ради них (ну не нравится мне CRT - глючит он, а патчи искать как правило влом):
Function KeyPressed: Boolean; Assembler;
Asm
MOV AH, 1 { Номер функции прерывания как правило передаётся
через AH, по крайней мере в DOS'е и BIOS'е }
INT 16h { Работа с клавой }
{ Если в буфере клавы чего-то есть, то это чего-то возвращается в AX,
но из буфера не стирается, а если нету, то устанавливается флаг ZF }
JNZ @@1
XOR AL, AL {Не нажата. Надо вернуть False, т. е. 0 в AL}
JMP @@2
@@1:
MOV AL, 1 {Нажата. Вернём True - 1 в AL}
@@2:
End
Function ReadKey:Word;Assembler;
{
Да вот такой вот ReadKey - не Char, а Word.
Отличие в том, что для "обычной" клавиши ReadKey=Word(Key),
а для клавиш типа F1, стрелок и т. п. ReadKey=$??00.
Мне так удобнее...
}
Asm
XOR AH,AH {Функция №0. Если в буфере клавы что-то есть, то
читает оттуда, иначе ждёт нажатия}
INT 16h
OR AL,AL {Если в AL попал 0, то в AH - дополнительный код,
т. е. результат уже подготовлен}
JZ @@1
XOR AH,AH {Иначе обнулим AH на всякий случай, чтобы подогнать
значение из AL до слова}
@@1:
End
Как видите, пара строк, а CRT из-за этих двух функций подключать уже не надо. А ведь частенько при экспериментах с графикой нужно что-то типа ReadKey, чтоб паузу сделать и посмотреть, что получается. |
Dark |
![]()
Сообщение
#11
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Хых, как всегда ты на шаг впереди ;) конеечно, у тебя инет дневной ; )))))
Прерывания. дубль 2 Команда INT прерывает обработку программы, передает управление в DOS или BIOS для определенного действия и затем возвращает управление в прерванную программу для продолжения обработки. Наиболее часто прерывание используется для выполнения операций ввода или вывода. Для выхода из программы на обработку прерывания и для последующего возврата команда INT выполняет следующие действия:
Этот процесс выполняется полностью автоматически. Каждое прерывание зафиксировано за серией схожих задач, например прерывание 10h - работа с видео, 21h - набор DOS функций 13h - работа с винчестером, и т.д. При обращении к прерываниям мы устанавливаем номер вызываемой функции в AH, в остальные же регистры мы помещаем параметры вызываемой функции, которые - как и возвращение результата зависят от спецификации функции. ВЫВОД СТРОКИ НА ЭКРАН (DOS прерывание) Вывод на экран в базовой версии DOS требует определения текстового сообщения в области данных, установки в регистре AH значения 09 (вызов функции вывода на экран) и указания команды DOS INT 21H. В процессе выполнения операции конец сообщения определяется по ограничителю ($), как это показано ниже: var
str:string;
begin
str:='Имя покупателя?$';
asm
MOV AH,09 {Запрос вывода на экран}
LEA DX,str {Загрузка адреса сообщ}
INC DX {поскольку Str[0] содержит размер строки, его вывод нам не интересен}
INT 21H {Вызов DOS}
end
end.
Знак ограничителя "$" можно кодировать непосредственно внутри строки: 'Имя покупателя?$', или прибавлять в процессе обработки. Используя данную операцию, нельзя вывести на экран символ доллара "$". Кроме того, если знак доллара будет отсутствовать в конце строки, то на экран будут выводиться все последующие символы, пока знак "$" не встретиться в памяти. Команда LEA загружает адрес области NAMPRMP в регистр DX для передачи в функцию адреса выводимой информации. Адрес поля STR, загружаемый в DX по команде LEA, является относительным, поэтому для вычисления абсолютного адреса данных DOS складывает значения регистров DS и DX (DS:DX), поэтому в тех случаях, когда данные хранятся не в основном сегменте данных необходимо изменить значение сегмента DS на нужный: Procedure Pr(Str: String);
begin
Str:=Str+'$';
asm
{ !!! в программе относительно ds отсчитываются все данные,
поэтому его при использовании надо сохранять а затем восстанавливать }
push ds {сохраняем DS}
mov ax,ss {вот оно - строка Str лежит в стеке, это мы и указываем}
mov ds,ax
xor ax,ax
mov ah,9
lea dx, Str {загружаем в DX смещение STR относительно SS}
inc dx {тоже что и в прошлом примере}
int 21h {вызываем}
pop ds {восстанавливаем DS}
end
end;
РАСШИРЕННЫЙ ВВОД ДАННЫХ С КЛАВИАТУРЫ: (DOS прерывание) Расширенный ввод - значит с ограничением по количеству символов. Процедура ввода данных с клавиатуры проще, чем вывод на экран. Для ввода, использующего базовую DOS, область ввода требует наличия списка параметров, содержащего поля, которые необходимы при выполнении команды INT. Во-первых, должна быть определена максимальная длина вводимого текста. Это необходимо для предупреждения пользователя звуковым сигналом, если набран слишком длинный текст; символы, превышающие максимальную длину, не принимаются. Во-вторых, в списке параметров должно быть определенное поле, куда команда возвращает действительную длину введенного текста в байтах. Ниже приведен пример, в котором определен список параметров для области ввода. Первый байт содержит максимальную длину вводимых данных. Так как это однобайтовое поле, то возможное максимальное значение его - шест. FF или 255. Второй байт необходим DOS для занесения в него действительного числа введенных символов. Третьим байтом начинается поле, которое будет содержать введенные символы. MAXLEN: byte { Максимальная длина }
ACTLEN: byte { Реальная длина }
NAMEFLD: string { Введенные символы}
Для запроса на ввод необходимо поместить в регистр AH номер функции - 10 (шест. 0AH), загрузить адрес списка параметров в регистр DX и выполнить INT 21H: MOV AH, 0AH ; Запрос функции ввода
LEA DX, P ; Загрузить адреса списка параметров
INT 21H ; Вызвать DOS
Команда INT ожидает, пока пользователь не введет с клавиатуры текст, проверяя при этом, чтобы число введенных символов не превышало максимального значения, указанного в списке параметров (20 в нашем примере). Для указания конца ввода пользователь нажимает клавишу Return. Код этой клавиши (шест. 0D) также заносится в поле ввода (NAMEFLD в нашем примере). Если, например, пользователь ввел имя BROWN (Return), то список параметров будет содержать информацию: дес.: ¦20¦ 5¦ В¦ R¦ O¦ W¦ N¦ #¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ... Во второй байт списка параметров (ACTLEN в нашем примере) команда заносит длину введенного имени - 05. Код Return находится по адресу NAMEFLD + 5. Символ # использован здесь для индикации конца данных, так как шест. 0D не имеет отображаемого символа. Поскольку максимальная длина в 20 символов включает шест. 0D, то действительная длина вводимого текста может быть только 19 символов.
uses crt;
var str: string;
function readstr(maxlen: byte): string;
type
param =
record
MAXLEN,
ACTLEN: byte;
NAMEFLD: array[0 .. 254] of char;
end;
var p: param;
begin
P.MAXLEN := MAXLEN+1;
asm
PUSH DS
MOV AX, ss
MOV DS, AX
MOV AH, 0AH { Запрос функции ввода }
LEA DX, p { Загрузить адреса списка параметров }
INT 21H { Вызвать DOS }
POP DS
end
READSTR:=P.NAMEFLD;
READSTR[0]:=CHAR(P.ACTLEN);
end;
begin
clrscr;
str:='12';
str:=readstr(5);
clrscr;
write(str);
end.
-------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#12
|
Гость ![]() |
Я бы посоветовал
Procedure Input(Var s:String);Assembler;
Var
Buf:Array[Byte] Of Char;
Asm
PUSH DS
PUSH SS
POP DS
LEA DX,[Buf]
MOV SI,DX
MOV [BYTE PTR DS:SI],$FF
MOV AH,0Ah
INT 21h
LES DI,[s]
INC SI
MOV CL,[SI]
INC CL
XOR CH,CH
REP MOVSB
POP DS
End
|
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#13
|
Гость ![]() |
Текстовый ввод/вывод Всем прекрасно известны такие незаменимые вещи как Write/WriteLn и Read/ReadLn. Очень удобные хотя бы потому, что умеют работать с неограниченным количеством параметров, а также умеющие вводить/выводить не только строки, но и числа, включая дробные. Довольно удобно, что ни говори. Но вот есть в них недостаток - ну не умеют они красным по белому. А вот захотелось мне флаг Зимбабве в текстовом режиме изобразить. Что делать? Многие, конечно, сразу вспомнят про CRT. А я напомню, что не люблю его... И про RunTime Error 200 тоже напомню... Ну, это не важно. Суть в том, что я собираюсь показать некоторые функции BIOS'а для работы с экраном в текстовом режиме и показать как их подстроить под Pascal так, чтобы не расстаться с Write'ом, забить на CRT, и получить нормальный текстовый ввод/вывод. Все функции для работы с экраном BIOS предоставляет через INT 10h. Рассмотрим часть функций, которые подходят под тему. Остальные расскажу в другой раз. Итак:
Теперь расскажу как это всё дело всунуть в Write. В модуле DOS описана структура TextRec, экземпляром которой и являются стандартные Input и Output (если кто не знает, то Input и OutPut - это 2 текстовых файла, которые описаны в модуле System и открываются в начале исполнения программы. Функция Write записывает всё в OutPut, если не указать какой другой файл, а Read, соответственно, читает из Input). Этот тип хранит 4 важных для нас поля:
Берём файл OutPut, настраиваем на свои функции и полетели. А функции должны быть такими: OepnFunc и CloseFunc - пустышки, которые просто возвращают 0. Например:
Function Empty(Var r: TextRec): Integer; Far; Assembler;
Asm
XOR AX, AX
End
А адреса InOutFunc и FlushFunc можно настроить на вывод, т. к. они всё равно занимаются одним и тем же. Образно функцию вывода можно описать так: Function DoOutPut(Var f: TextRec): Integer; Far;
Var i:Integer;
Begin
For i:=0 To f.BufPos-1 Do
DoWriteChar(f.BufPtr^[i])
f.BufPos:=0;
DoOutPut:=0
End;
Вроде как и не сложно... Вопрос только в реализации DoWriteChar. Тут я пока оставлю полную свободу ваше фантазии, а свою реализацию покажу как-нибудь потом. Возникает логичный вопрос: тема называется ввод/вывод, так где же ввод? А вот с вводом дела обстоят крайне туго. BIOS не предоставляет никаких возможностей для ввода. Так что для написания красивого ввода приходится разрабатывать порой довольно хитрые функции и подставлять их в Input. Иногда бывает проще заполнить ту область, где будет осуществляться ввод подходящим атрибутом и воспользоваться стандартными средствами, но только НЕ ПОДКЛЮЧАЯ Crt, т. к. он забьёт на установленные там атрибуты и намалюет по-своему. Ну вот и всё на этот раз. В следующий раз, я думаю, что напишу как заменить всё оставшееся, от Crt ![]() Сообщение отредактировано: volvo - 19.01.2009 15:49 |
Dark |
![]()
Сообщение
#14
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Продолжим
Секция функций для работы с файлами и дисками. Работа с файлами.
Для работы с файлами используются функции прерывания 21h. Все операции связаны с так называемым файловым хендлом (дескриптором) (file handle), 16 битным числом, при помощи которого DOS идентифицирует файл. ---------------------------------------------------------------------------- Открытие файла: 3Dh IN: ah = 3Dh al = режим открытия: биты 2-0: 000 (только чтение), 001 (только запись) или 010 (чтение и запись) DS:DX = указатель на имя файла (указанное в ASCIIZ формате - на конце #0) OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК AX = дескриптор файла, его надо сохранить, иначе дальнейшая работа с файлом невозможна. ---------------------------------------------------------------------------- Закрытие файла: 3Eh IN: ah = 3Eh bx = дескриптор файла OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК ---------------------------------------------------------------------------- Чтение файла: 3Fh IN: ah = 3Fh bx = дескриптор файла cx = количество байт для чтения DS:DX = куда поместить прочитанные данные OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК AX = количество прочитанных байт, если 0 - пытаемся читать из конца файла. ---------------------------------------------------------------------------- Запись в файл: 40h IN: ah = 40h bx = дескриптор файла cx = количество записываемых байт DS:DX = откуда брать данные RETURN: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК AX = количество записанных байт, если не равняется тому, что было в CX - ошибка ---------------------------------------------------------------------------- Создание файла, с усечением существующего до 0 размера: 3Ch IN: ah = 3Ch cl = атрибуты файла bit 0: только чтение bit 1: скрытый bit 2: системный bit 3: метка тома bit 4: директория bit 5: архивный bit 6&7: резервные биты DS:DX = указатель на ASCIIZ имя файла OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК AX = дескриптор файла ---------------------------------------------------------------------------- Удаление файла: 41h IN: ah = 41h DS:DX = указатель на ACIIZ имя OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК ---------------------------------------------------------------------------- Сдвиг указателя: 42h IN: ah = 42h bx = дескриптор файла CX:DX = 32 битный указатель на место сдвига AL: =0 (отсчет от начала файла), =1 (отсчет от текущей позиции), или =2 (отсчет от конца файла) OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК DX:AX = 32 битный указатель на то, где мы сейчас. ---------------------------------------------------------------------------- Получить/Сменить атрибуты файла: 43h IN: ah = 43h DS:DX = указатель на имя файла в ASCIIZ формате al: =0 (вернуть атрибуты в CX) или l=1 (установить атрибуты из CX) OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все идет по плану =) ---------------------------------------------------------------------------- Переименовать файл: 56h IN: ah = 42h DS:DX = указатель на существующее имя ES:DI = указатель на новое имя файла в ACIIZ CL = маска атрибутов OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все ОК При помощи этой функции можно переносить файл в другие каталоги. ---------------------------------------------------------------------------- Получить/установить дату и время последней модификации файла: 57h IN: ah = 57h al: =00 (вернуть время в CX дату в DX) или =01 (установить новое время из CX новую дату из DX) bx = дескриптор файла OUT: CF = 1: Ошибка AX = код ошибки CF = 0: Все идет по плану =)
---------------------------------------------------------------------------- Простейший пример - программка считывает файл, имя которого вводится как параметр программы и выводит его на экран.
jc @OpenError
mov bx, ax ; сохраняю файловый дескриптор
push ds
lds dx, buffer ; загружаю в ds:dx адрес буфера - для считывания файла
mov ah, 3fh
mov cx, 0FFFFh
int 21h ; пытаюсь прочесть 65535 байт в буфер
pop ds
mov FileSize, ax ; сколько мы прочли?
mov ah, 3eh
int 21h ; закрываю файл
cld
push ds
mov cx, FileSize
lds si, buffer
@PrintLoop:
mov ah, 2
lodsb ; al <- [ds:si]
mov dl, al
int 21h ; DOS функция 2h - печатает символ, лежащий в dl
dec cx
jne @PrintLoop
pop ds
jmp @exit
@OpenError:
mov ah, 9
mov dx, offset ErrMsg1+1
int 21h
@exit:
-------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
Dark |
![]()
Сообщение
#15
|
![]() Знаток ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 408 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Оки, тады продолжаем
Работа с диском (DOS функции)
------------------------------------------------------------------------- Получить номер текущего диска: 19h IN: ah = 19h OUT: al = номер диска (00h -> A; 01h -> B; 00h -> C и т.д.) ------------------------------------------------------------------------- Изменить номер текущего диска: 0Eh IN: ah = 0Eh dl = новый диск (00h -> A; 01h -> B; 00h -> C и т.д.) OUT: al = номер диска, последнего в системе (00h -> A; 01h -> B; 00h -> C и т.д.) ------------------------------------------------------------------------- Свободное место на диске: 36h IN: ah = 36h dl = номер диска, (00h - текущий, 01h - A 02h - B и т.д.) OUT: ax = FFFF - неправильно задано устройство в dl или ax = число секторов в кластере bx = свободные кластеры cx = размер сектора в байтах dx = общее число кластеров на диске Таким образом, свободное пространство на диске - ax*bx*cx, полный объем - ax*cx*dx ------------------------------------------------------------------------- Создать каталог: 39h IN: ah = 39h ds:dx = указатель на имя создаваемого каталога в ASCIIZ формате (64 символа) OUT: CF = 0: Все ОК AX = не определен CF = 1: ошибка AX = код ошибки ------------------------------------------------------------------------- Удалить каталог: 3Ah IN: ah = 3Ah ds:dx = указатель на путь к удаляемому каталогу в ASCIIZ формате (64 символа) OUT: CF = 0: Все ОК AX = не определен CF = 1: ошибка AX = код ошибки ------------------------------------------------------------------------- Изменить текущий каталог: 3Bh IN: ah = 3Bh ds:dx = указатель на путь к новому каталогу в ASCIIZ формате (64 символа) OUT: CF = 0: Все ОК AX = не определен CF = 1: ошибка AX = код ошибки ------------------------------------------------------------------------- Получить текущий каталог: 47h IN: ah = 47h dl = номер диска ds:si = указатель на путь к новому каталогу в ASCIIZ формате (64 символа) OUT: CF = 0: Все ОК AX = неопределен (или 100h) CF = 1: ошибка AX = код ошибки Поиск файлов Поиск происходит следующим образом:
Область DTA (Data Transfer Area) располагается в PSP (префикс программного сегмента) со смещением 80h от его начала и занимает 128 байт. DTA может хранить две структуры:
Структура DTA:
------------------------------------------------------------------------- Получить адрес DTA: 2Fh IN: ah = 2Fh OUT: ES:BX = адрес DTA ------------------------------------------------------------------------- Установить адрес DTA: 1Ah IN: ah = 1Ah ds:dx = новая область DTA OUT: ------------------------------------------------------------------------- Найти первый файл по шаблону: 4Eh IN: ah = 4Eh cx = Атрибуты файла ds:dx = указатель на имя файла в ASCIIZ (можно применять символы ? и *) OUT: CF = 0: файл найден, информация в DTA CF = 1: Ошибка AX = 2 (файл не найден), 3 (несуществующий путь) или 12h (больше нет файлов) ------------------------------------------------------------------------- Найти следующий файл по шаблону: 4Fh IN: ah = 4Fh DTA заполнена предыдущим вызовом функции 4Eh OUT: CF = 0: файл найден, информация в DTA CF = 1: Ошибка AX = 12h - больше нет файлов ------------------------------------------------------------------------- Пример поиска файла var
a: string; {шаблон поиска}
a1: array[0..42] of byte; {инфа} {кстати, я мог бы DTA определить сюда}
a2: array[0..42] of char; {инфа} {или сюда}
dta: pointer; {Указатель на DTA}
begin
a:='files.txt'#0;
asm
push ds
mov ah, 2fh
int 21h
mov word ptr dta+2, es
mov word ptr dta, bx {определяем DTA}
mov ax, seg a
mov ds, ax
mov ah, 4Eh {Ищем файл}
mov cx, 7
lea dx, a+1
int 21h
jc @exit {файл не найден}
lds si, dta
mov ax, seg a1
mov es, ax {просмотр DTA}
lea di, a1
mov cx, 128
rep movsb
mov ax, seg a1
mov ds, ax
lea si, a1
mov ax, seg a2 {просмотр DTA}
mov es, ax
lea di, a2
mov cx, 128
rep movsb
@exit:
pop ds
end
end.
Таким образом несложно написать редактор наподобии EDIT от MICROSOFT =))) А также, применять для разработки своих вирусов... Сообщение отредактировано: volvo - 19.01.2009 19:42 -------------------- - Где я?
- Во тьме. - В какой тьме? - Во тьме твоего мозга. |
Гость |
![]()
Сообщение
#16
|
Гость ![]() |
1.1.Написать и отладить программу на языке Паскаль 7 с ассемблерной
вставкой рассмотренную в примере 1. Program P_asms; Var x,y:INTEGER; function ALU(XX,YY:INTEGER):Integer;Assembler; asm MOV AX,XX %занести в регистр АХ(приемник) значение регистра ХХ(источник) ADD AX,YY %сложение АХ=АХ+YY end; begin readln(x,y); writeln('rezultat:',ALU(x,y)); readln; end. И комментария к каждой строке ? |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | 23.07.2025 1:10 |