![]() |
1. Заголовок или название темы должно быть информативным
2. Все тексты программ должны помещаться в теги [CODE=asm] [/CODE]
3. Прежде чем задавать вопрос, см. "FAQ",если там не нашли ответа, воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно, такую задачу уже решали!
4. Не предлагайте свои решения на других языках, кроме Ассемблера. Исключение только с согласия модератора.
5. НЕ используйте форум для личного общения! Все, что не относиться к обсуждению темы - на PM!
6. Проверяйте программы перед тем, как выложить их на форум!!
![]() |
BlackShadow |
![]() ![]()
Сообщение
#1
|
Гость ![]() |
От нечего делать опишу основные моменты при программировании на встроенном ассемблере в Паскале.
Есть 2 способа задействовать эту замечательную возможность:
Ну, на самом деле применений целое море, о чём можно убедиться полистав этот раздел форума. Рассмотрим вопрос адресации в реальном режиме (именно он используется "by def" при компиляции в BP). Адрес состоит из двух частей: сегментной части и смещения. Обе части являются 16-ти разрядными двоичными числами или, что на практике и применяется, 4-х разрядными шестнадцатиричными. Рассмотрим пример и на нём разберёмся, что и какая часть значит: Пусть сегментная часть (далее Seg) = $ABCD, а смещение (далее Ofs) = $1234. Это означает, что эта пара Seg:Ofs хранит следующий адрес Seg * $10 + Ofs = $ABCD * $10 + $1234 = $ABCD0 + $1234 = $ACF04. Как легко заметить, пользуясь таким способом адресации мы можем указать адрес любой ячейки памяти в пределах первого мегабайта ($00000..$FFFFF) и даже чуть-чуть больше, но это не имеет значения, т.к. процессор в реальном режиме даёт доступ только к первому МБ. Возникает естественный вопрос: а зачем нужен этот геморрой, и почему нельзя просто указывать полный адрес? А вот нельзя. А потому, что процессор при работе с памятью опирается на информацию, которая хранится в его регистрах, а т.к. мы используем 16-битный вариант команд, то, соответственно, в 1 регистр более 16 бит (4 16-ричные цифры) не впихнуть. Поэтому и приходится использовать 2 регистра: сегментный и какой-нибудь, который можно использовать для адресации. Рассмотрим предназначение регистров процессора:
Теперь давайте рассмотри примитивный набор команд. mov dst, src копирует значение src в dst. Есть один важный момент: командой mov нельзя скопировать значение одной переменной в другую за один приём. Примеры: (Показать/Скрыть)
inc p увеличивает на 1 значение операнда. После компиляции эта команда занимает меньше места чем команда прибавления единицы. Примеры: (Показать/Скрыть)
dec p соответственно уменьшает операнд на 1. add dst, src прибавляет к src значение dst. Результат сохраняется в dst, так что просто число там написать нельзя. Примеры: (Показать/Скрыть)
sub dst, src вычитает из dst значение src. mul n умножает значение регистра AL (AX) на n. Если n размером в 1 байт, то происходит следующее: AX = AL * n, если же слово, то старшие 16 бит произведения сохраняются в DX, а младшие в AX, т. е., умножив AX=$1010 на $100 получим в DX $0010 и в AX $1000. Примеры: (Показать/Скрыть)
div n делит значение в AX (DX:AX, как в команде mul) на n. При этом остаток сохраняется в AH (DX), а целая часть от деления в AL (AX). Например: (Показать/Скрыть)
cmp a, b - сравнивает значения a и b и устанавливает флаги процессора в соответствии с результатом сравнения. Например: (Показать/Скрыть)
jmp L - команда безусловного перехода на метку L. То что в BP называется GoTo. Например: (Показать/Скрыть)
j<cc> L - серия команд условного перехода. Тут <cc> определяет условия перехода:
Например: (Показать/Скрыть)
Рассмотрим ещё команду loop L она сравнивает CX с 0 и, если он отличен, то уменьшает его на 1 и делает переход на указанную метку. Пример: (Показать/Скрыть)
Теперь для закрепления сказанного рассмотрим реализацию вычисления факториала:
Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n] {Проверим, может n<0?}
cmp CX, 0 {Сравним с 0}
jl @@1 {Если меньше, то считать не будем}
mov AX, 1 {Начальное произведение}
@@2: {В CX мы уже загрузили кол-вл итераций, так что к циклу готовы}
mul CX {Домножим текущее произведение на значение счётчика}
loop @@2 {И продолжим цикл}
jmp @@3 {Произведение вычислено - можно выходить из функции}
@@1: {А, если попросили вычислить факториал отрицательного числа}
mov AX, 0 {То вернём 0}
End
Var n: Integer;
Begin
ReadLn(n);
WriteLn(Factorial(n))
End.
Стоит объяснить ещё и то, как возвращаются значения функций. Это всё зависит от типа результата: Byte, Char - через AL Word, Integer - через AX LongInt - старшая часть в DX, а младшие 16 бит в AX. Pointer - сегментная часть в DX, смещение - AX. Остальные типы возвращаются более извращённым способом... Так же отмечу, что убрав проверку на <0 можно переписать эту функцию так: Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n]
mov AX, 1
@@1:
mul CX
loop @@1
End
Правда проблема переполнения остаётся, но зато покажите мне компилятор, который стандартное Function Factorial(n: Integer): Integer;
Var
i, Res: Integer;
Begin
Res:=1;
For i:=2 To n Do
Res:=Res*n
Factorial:=Res
End;
скомпилирует вот так вот красиво... |
![]() ![]() |
BlackShadow |
![]()
Сообщение
#2
|
Гость ![]() |
Текстовый ввод/вывод Всем прекрасно известны такие незаменимые вещи как Write/WriteLn и Read/ReadLn. Очень удобные хотя бы потому, что умеют работать с неограниченным количеством параметров, а также умеющие вводить/выводить не только строки, но и числа, включая дробные. Довольно удобно, что ни говори. Но вот есть в них недостаток - ну не умеют они красным по белому. А вот захотелось мне флаг Зимбабве в текстовом режиме изобразить. Что делать? Многие, конечно, сразу вспомнят про CRT. А я напомню, что не люблю его... И про RunTime Error 200 тоже напомню... Ну, это не важно. Суть в том, что я собираюсь показать некоторые функции BIOS'а для работы с экраном в текстовом режиме и показать как их подстроить под Pascal так, чтобы не расстаться с Write'ом, забить на CRT, и получить нормальный текстовый ввод/вывод. Все функции для работы с экраном BIOS предоставляет через INT 10h. Рассмотрим часть функций, которые подходят под тему. Остальные расскажу в другой раз. Итак:
Теперь расскажу как это всё дело всунуть в Write. В модуле DOS описана структура TextRec, экземпляром которой и являются стандартные Input и Output (если кто не знает, то Input и OutPut - это 2 текстовых файла, которые описаны в модуле System и открываются в начале исполнения программы. Функция Write записывает всё в OutPut, если не указать какой другой файл, а Read, соответственно, читает из Input). Этот тип хранит 4 важных для нас поля:
Берём файл OutPut, настраиваем на свои функции и полетели. А функции должны быть такими: OepnFunc и CloseFunc - пустышки, которые просто возвращают 0. Например:
Function Empty(Var r: TextRec): Integer; Far; Assembler;
Asm
XOR AX, AX
End
А адреса InOutFunc и FlushFunc можно настроить на вывод, т. к. они всё равно занимаются одним и тем же. Образно функцию вывода можно описать так: Function DoOutPut(Var f: TextRec): Integer; Far;
Var i:Integer;
Begin
For i:=0 To f.BufPos-1 Do
DoWriteChar(f.BufPtr^[i])
f.BufPos:=0;
DoOutPut:=0
End;
Вроде как и не сложно... Вопрос только в реализации DoWriteChar. Тут я пока оставлю полную свободу ваше фантазии, а свою реализацию покажу как-нибудь потом. Возникает логичный вопрос: тема называется ввод/вывод, так где же ввод? А вот с вводом дела обстоят крайне туго. BIOS не предоставляет никаких возможностей для ввода. Так что для написания красивого ввода приходится разрабатывать порой довольно хитрые функции и подставлять их в Input. Иногда бывает проще заполнить ту область, где будет осуществляться ввод подходящим атрибутом и воспользоваться стандартными средствами, но только НЕ ПОДКЛЮЧАЯ Crt, т. к. он забьёт на установленные там атрибуты и намалюет по-своему. Ну вот и всё на этот раз. В следующий раз, я думаю, что напишу как заменить всё оставшееся, от Crt ![]() Сообщение отредактировано: volvo - 19.01.2009 15:49 |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | 29.07.2025 20:30 |