![]() |
![]() |
Чужак |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() меркантильный ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 161 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Навеяно статьей в Википедии-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%...%84%D0%B8%D1%8F статья-"философия", особенно разделом "Философия-за и против". Цитата Материал из Википедии-свободной энциклопедии Философия: за и против Смысл и польза философии Польза философии-формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного логико-категориального мышления, что резко снижает возможности идеологического оболванивания и манипуляций этими людьми и обществом, в котором развивается философия. Это не случайно, поскольку культура философского мышления и культура демократии-народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, народоустройства, политики. Философское мышление древних греков-это рациональное, т.е. разумное мышление свободного человека, живущего в свободном мире.Человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях,например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения. По самому своему содержанию культура древних греков была гуманистической, стремящейся гармонично развивать силы человека. Достижения эллинов-философия, демократия, искусство и спорт, каждое из которых развивало какую-то сторону человеческой природы (философия-разум, спорт-тело, искусство-чувство прекрасного, демократия-общественную жизнь) подняли греческую культуру на высоты, недоступные на тот момент соседним государствам, превратили её в жемчужину древнего мира. Критика философии С критикой современных форм философии выступает проф.Ротенфельд Ю.А. С его точки зрения, философы и современные гуманитарные науки недостаточно используют потенциал логической операции "сравнение" и связанных с ней сравнительных категорий (см.также диалектика). Кроме того,существует отрицательная тенденция-во многих современных ВУЗах философия преподается только как история философии. Т.е.студентам рассказывают биографии знаменитых философов, даты их жизни и основное содержание их идей и взглядов. Но не разбираеся категориальный и логический аппарат их учений, не делается попыток применения этого аппарата на практике. К примеру, если занятие посвящено китайской философии, то вкраце рассказывается история даосизма, биография Лао-цзи и что даосы считали, что в мире есть две силы "Инь" и "Ян". (Но ведь можно попробовать применить эти категории для описания хотя бы мира физического? "Инь"-темное,мягкое,упругое,и т.д., "Ян"-светлое, жесткое,твердое-и т.д. Или категории Аристотеля-"лишенность" и "обладание"- стакан полный воды как "лишенность" пустоты и "обладание" наполненностью-и пустой наоборот, "лишенность" наполненности и "обладание" пустотой. Аналогично на практике могут применяться категории философии физики-"комплементарное", "асимметрия" (почему-то любимая в нынешней российской политике-"асимметричный ответ"), "дополнительная" (теория, объясняющая наряду с основной), законы Гегеля или категории Ротенфельда Ю.А ("тождество", "различие", "соотнесенное" и др.). Подобная система обучения не формирует навыков самостоятельного логико-категориального мышления. Так обучать философии-все равно что музыкантам изложить биографии Моцарта,Бетховена,но так и не усадить за партитуру учить ноты; или математикам изложить биографию Декарта, но так и не научить брать интегралы. Недостаточное уделение внимания категориальному аппарату выхолащивает философию как науку. Поэтому существует часто негативное отношение к философии как к "пустому умствованию, не связанному с практикой". В целом ситуация в современной философии напоминает родник, который занесло песком, и его вода слабо пробивается на поверхность, недостаточно орошая соседние луга, которые без воды начинают чахнуть. Так и мудрость философии с трудом пробивается в современное общество. Настораживает тенденция в современном обществе к иррациональному мышлению. Людьми, мыслящими иррационально, легче манипулировать. Эту тенденцию поддерживают некоторые направления современного искусства, объединенные идеями постмодернизма. Иррациональным является мышление многих сект - многие их доктрины логически не увязаны между собой. Её усугубляет преподавание в ряде ВУЗов философии на основе философов наиболее иррационального характера (экзистенциализм и др.). Система высшего образования должна выпускать специалистов, в которых нуждается современное общество. Какие профессиональные навыки можно сформировать на основе иррационального мышления? -------------------- Смысл откроется тебе. Красками играя
Жизнь предстанет как поток без конца и края. В этом мире порой разбиваютсямечты Но чтобы он стал другой Вдруг в него приходишь ТЫ... После странствий и скитаний настают другие времена. Старая волна уходит и приходит новая волна. |
![]() ![]() |
Чужак |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() меркантильный ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 161 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Имхо, все именно так и обстоит. Но на это можно посмотреть под другим углом. У любой науки, есть некий продукт. Так вот, философия - это наднаука, продуктом которой являются все прочие науки. Как только какая-то область философии оформляется в науку, она отделяется и становится самостоятельной, а философия перестает интересоваться этой областью как пройденным этапом. В связи с этим формулировку Lapp'а считаю правильной. Мне повезло. Наш преподаватель умела сделать лекцию интересной, всегда старалась не только высказать идею, но и добиться её понимания, всецело одобряла и поддерживала обсуждения. Так что, это один из моих любимых предметов =) +1! ![]() Именно так понимал философию еще Аристотель-это "первая наука", которая двигает вперед все остальные науки. Но чтобы двигать вперед другие науки, надо самой иметь достаточно мощный двигатель. У философии такой двигатель есть-это её Категории. Движение мысли с помощью категорий и двигает философию вперед. Это я о том, почему я в отличие от Lapp'а не отделяю философию от логики. Категориально-логические рассуждения и есть путь движения философии, да и прочих дисциплин отчасти тоже. (Однако двигатель может забарахлить и задымиться, а машина на этом двигателе-заглохнуть, а сейчас, похоже, дело обстоит у философов именно так.) Вики- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%...84%D0%B8%D1%8F) Категория — специальное, априорное понятие, используемое при построении теорий. История развития Понятие категории (логической категории) развивалось в процессе становления философии как науки. Категории у Аристотеля Было введено Аристотелем. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «Субстанция» (др.-греч. ουσία), «Количество» (др.-греч. πόσον), «Качество» (др.-греч. πρϊον), «Отношение» (др.-греч. πρός τί), «Пространство» (др.-греч. που), «Время» (др.-греч. πότε), «Состояние» (др.-греч. κεϊσθαι), «Действие» (др.-греч. ποιεϊν), «обладание» (др.-греч. εχειν) и «страдание» (др.-греч. πάοχειν). См. также Категории (Аристотель). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трёх книгах шестой "Эннеады" подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причём из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Категории у Канта По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных чувств и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство. Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятие само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка: 1. Категории количества Единство/Множество/Цельность 2. Категории качества Реальность /Отрицание/Ограничение /Отношения /Субстанция и принадлежность / Причина и следствие /Взаимодействия 3. Категории модальности Возможность и невозможность /Существование и несуществование /Предопределённость и случайность Учение Канта, представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения — вот упрёки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель. Категории у Гегеля Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п. Современное состояние Ниже приведены различные определения этого термина, существующие в настоящее время. Категория — любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объёмом). В диалектической логике под категорией (логической категорией) понимается понятие, отражающее последовательную стадию становления любого конкретного целого (соответственно процесса его духовно-теоретической репродукции). В метафизике категориями бытия или просто категориями называются различные способы бытия. Одна из наиболее абстрактных областей современной математики - теория категорий - использует в качестве базовых термин "категория". Утверждается, что данный термин был применён ее авторами в связи с терминологией Иммануила Канта ([1]) В диалектике Ротенфельда Ю.А. выведен бесконечный категориальный ряд, находящийся на промежутке между абстрактным тождеством и абсолютным различием. Каждое из них представляет собой разновидность симметрии . Сообщение отредактировано: Чужак - 4.11.2008 1:26 -------------------- Смысл откроется тебе. Красками играя
Жизнь предстанет как поток без конца и края. В этом мире порой разбиваютсямечты Но чтобы он стал другой Вдруг в него приходишь ТЫ... После странствий и скитаний настают другие времена. Старая волна уходит и приходит новая волна. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | 22.06.2025 22:22 |