![]() |
![]() |
Чужак |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() меркантильный ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 161 Пол: Мужской Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Навеяно статьей в Википедии-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%...%84%D0%B8%D1%8F статья-"философия", особенно разделом "Философия-за и против". Цитата Материал из Википедии-свободной энциклопедии Философия: за и против Смысл и польза философии Польза философии-формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного логико-категориального мышления, что резко снижает возможности идеологического оболванивания и манипуляций этими людьми и обществом, в котором развивается философия. Это не случайно, поскольку культура философского мышления и культура демократии-народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, народоустройства, политики. Философское мышление древних греков-это рациональное, т.е. разумное мышление свободного человека, живущего в свободном мире.Человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях,например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения. По самому своему содержанию культура древних греков была гуманистической, стремящейся гармонично развивать силы человека. Достижения эллинов-философия, демократия, искусство и спорт, каждое из которых развивало какую-то сторону человеческой природы (философия-разум, спорт-тело, искусство-чувство прекрасного, демократия-общественную жизнь) подняли греческую культуру на высоты, недоступные на тот момент соседним государствам, превратили её в жемчужину древнего мира. Критика философии С критикой современных форм философии выступает проф.Ротенфельд Ю.А. С его точки зрения, философы и современные гуманитарные науки недостаточно используют потенциал логической операции "сравнение" и связанных с ней сравнительных категорий (см.также диалектика). Кроме того,существует отрицательная тенденция-во многих современных ВУЗах философия преподается только как история философии. Т.е.студентам рассказывают биографии знаменитых философов, даты их жизни и основное содержание их идей и взглядов. Но не разбираеся категориальный и логический аппарат их учений, не делается попыток применения этого аппарата на практике. К примеру, если занятие посвящено китайской философии, то вкраце рассказывается история даосизма, биография Лао-цзи и что даосы считали, что в мире есть две силы "Инь" и "Ян". (Но ведь можно попробовать применить эти категории для описания хотя бы мира физического? "Инь"-темное,мягкое,упругое,и т.д., "Ян"-светлое, жесткое,твердое-и т.д. Или категории Аристотеля-"лишенность" и "обладание"- стакан полный воды как "лишенность" пустоты и "обладание" наполненностью-и пустой наоборот, "лишенность" наполненности и "обладание" пустотой. Аналогично на практике могут применяться категории философии физики-"комплементарное", "асимметрия" (почему-то любимая в нынешней российской политике-"асимметричный ответ"), "дополнительная" (теория, объясняющая наряду с основной), законы Гегеля или категории Ротенфельда Ю.А ("тождество", "различие", "соотнесенное" и др.). Подобная система обучения не формирует навыков самостоятельного логико-категориального мышления. Так обучать философии-все равно что музыкантам изложить биографии Моцарта,Бетховена,но так и не усадить за партитуру учить ноты; или математикам изложить биографию Декарта, но так и не научить брать интегралы. Недостаточное уделение внимания категориальному аппарату выхолащивает философию как науку. Поэтому существует часто негативное отношение к философии как к "пустому умствованию, не связанному с практикой". В целом ситуация в современной философии напоминает родник, который занесло песком, и его вода слабо пробивается на поверхность, недостаточно орошая соседние луга, которые без воды начинают чахнуть. Так и мудрость философии с трудом пробивается в современное общество. Настораживает тенденция в современном обществе к иррациональному мышлению. Людьми, мыслящими иррационально, легче манипулировать. Эту тенденцию поддерживают некоторые направления современного искусства, объединенные идеями постмодернизма. Иррациональным является мышление многих сект - многие их доктрины логически не увязаны между собой. Её усугубляет преподавание в ряде ВУЗов философии на основе философов наиболее иррационального характера (экзистенциализм и др.). Система высшего образования должна выпускать специалистов, в которых нуждается современное общество. Какие профессиональные навыки можно сформировать на основе иррационального мышления? -------------------- Смысл откроется тебе. Красками играя
Жизнь предстанет как поток без конца и края. В этом мире порой разбиваютсямечты Но чтобы он стал другой Вдруг в него приходишь ТЫ... После странствий и скитаний настают другие времена. Старая волна уходит и приходит новая волна. |
![]() ![]() |
andriano |
![]()
Сообщение
#2
|
Гуру ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 168 Пол: Мужской Реальное имя: Сергей Андрианов Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Lapp, мне кажется, разногласия все-таки имеют терминологическую природу. По крайней мере отчасти.
Ты вот привел 3 разных определения философии. Но, надо сказать, ДО этого ты приводил еще одно, и именно к нему мне хотелось бы вернуться (хотя бы потому, что оно мне понравилось). Итак, у нас есть вся совокупность научного знания, которое поначалу было одной сплошной философией, но постепенно в нем начали выделяться отдельные науки (абстрагируемся от факта, что не все знание было научным, и что разграничение далеко не всегда проходило по меже научное/ненаучное). Как вызглядит карта современного научного знания? Приведу простейшую геометрическую интерпретацию: некоторая фиолетовая область, внутри которой присутствуют разноцветные пятна: зеленое, голубое, красное, серое и т.п. Каждый цвет обозначает свою науку, причем философия - фиолетовая (только не спрашивай, почему именно фиолетовая - мне так захотелось). Вполне вероятно, внешняя граница окрашена всеми цветами радуги - т.н. передний край науки, который разрабатывают, скорее именно конкретные дисциплины.Но внутри пятна низбежно имеют между собой фиолетовые промежутки (могут быть и непосредственные границы цвето - без фиолетового, но существования в некоторых местах фиолетовых прожилок это никак не отменят). Собственно эти прожилки - то, что называется "на стыке наук" (и этому тоже нашлась хромагеометрическая интерпретация). Так вот, особенность прикладной науки минимум в том, что она использует множество точек, разбросанных по всей цветной области, а также связи между ними. Ну и просто, исходя из здравого смысла, вся эта конструкция НЕ МОЖЕТ не проходить в отдельных местах по фиолетовым фрагментам. Другими словами, из твоего определения философии и моей хромагеометрической интерпретации вытекает, что прикладная наука НЕ МОЖЕТ обходиться без философии и, возможно, потребность эта даже выше, чем у фундаментальной науки. (здесь мы про себя отметим, что как раз фундаментальная наука повседневными задачами заниматься не обязана. Хотя, конечно, тоже бывает) |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | 13.08.2025 21:14 |